ВСЕРОССИЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ О ПРОБЛЕМАХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ И ГОСУДАРСТВА В РОССИИ НАЧАЛА XX ВЕКА.
Обеспокоенные церковным упадком, консервативные слои общества сходились в необходимости церковных преобразований, но единого взгляда на то, какими они должны быть, не было. В начале века, особенно после революционных событий 1905-1907 гг., все больше сторонников набирала идея созыва церковного собора и избрания патриарха. Правительство же, не заинтересованное в подобных переменах, старалось отложить эту идею на неопределенный срок. В результате правые силы оказались в двойственном положении, вынужденные искать компромисс между безоговорочной поддержкой власти и идеей величия православной церкви. Это противоречие в будущем стало одной из основ раскола правого лагеря и выделения из него более умеренных элементов. В результате этого процесса и возникла партия русских националистов – Всероссийский национальный союз (ВНС). Представители ВНС были в первую очередь озабочены бедственным положением дел православных приходов. Не случайно тезис об улучшении «быта православного духовенства и материальное его обеспечение» посредством специальных государственных программ являлся одним из основных в программе националистов. Пониманию важности данной проблемы способствовало то обстоятельство, что и в самой партии и в ее думской фракции состояло большое количество священников. Националистами неоднократно обращалось внимание на необходимость пересмотра вопроса о материальном обеспечении духовенства. В первую очередь, имелась в виду отмена натуральных подношений священникам за выполнение треб, «установлением обеспечивающего вознаграждения духовенства из средств государственного казначейства». Обращалось внимание и на необходимость в связи с ростом численности населения открытия новых приходов. Еще в 1907 г. на проблему нехватки, как церквей, так и священнослужителей указывал один из идеологов ВНС, ведущий публицист «Нового времени» М. О. Меньшиков. Он связывал данную проблему напрямую с распространением в массах революционной агитации, размывающей основы морали, которые в свою очередь и являются основанием государства. «Церквей в России каких-нибудь полсотни тысяч, – писал он еще в 1907 г., – да и те заперты обыкновенно шесть дней в неделю. А газетных листов, брошюр, прокламаций – миллионы и они проникают в самую толщу народную». При этом Меньшиков обращал внимание и на другую проблему, не решаемую должным образом на протяжении всего XIX в. – отсутствие системы подготовки православных проповедников, которые смогли бы противостоять распространению новых веяний, и недостаток печатных органов необходимой направленности, способных конкурировать со светской прессой. В результате, как писал публицист, «пропаганда зла» приобрела «громадные преимущества перед проповедью добра». С вопросом о роли церкви в воспитании добропорядочных граждан националисты напрямую связывали вопрос о материальном обеспечении церковно-приходских школ. Он был поднят ими совместно с правыми депутатами еще во вторую сессию III Государственной думы. 94 депутата внесли законодательное предположение в комиссию по народному образованию об ассигновании на 1908 год по смете Святейшего Синода 4 003 740 рублей на жалованье учителям церковных школ и обустройство и открытие новых школ. Аргументация националистов сводилась к следующим моментам: 1. Труд церковно-приходских учителей такой же, как и труд учителей министерских училищ, поэтому он должен так же вознаграждаться. При этом плохая подготовленность учителей не может быть причиной отказа им в ассигнованиях, так как плохие учителя встречаются и в государственных школах, а с другой стороны, при мизерном жаловании трудно найти хороших работников. 2. Благоустройство школ необходимо, так как плохое их состояние отражается на здоровье учеников. 3. Новые церковные школы планируется открыть в отдаленнейших и беднейших местах, где вообще нет никаких школ, и неизвестно, когда будет возможность открыть там государственные школы. Еще раз к вопросу о церковно-приходских школах вернулись в связи с обсуждением законопроекта о всеобщем образовании.
Примечания:
|
|
|
|
© Sankova |