РУХЛОВ Сергей Васильевич (24.07.1852, Вологда – 31.10.1918, Пятигорск), государственный и общественный деятель, действительный тайный советник, член Гос. Совета (с 1905), статс-секретарь департамента государственной экономии Гос. Совета (с 1912), первый председатель Всероссийского национально союза (ВНС) (1908-1909), министр путей сообщения (1909-1915).

Родился в семье губернского секретаря, владел 636 десятинами земли в Вологодской губернии. Окончил Вологодскую мужскую гимназию (1870). Получил юридическое образование в Петербургском университете и был определен на службу по министерству внутренних дел в департамент исполнительной полиции (1873). С 1879 г. Р. служил в Министерстве юстиции в Главном тюремном управлении старшим делопроизводителем, затем инспектором. В должности инспектора он курировал строительство и обустройство тюрем в различных частях страны, преимущественно на окраинах (в Полтаве, Херсоне, Перьми, Тобольске, Харькове, Киеве, Вильно, Екатеринославской, Таврической, Бессарабской губерниях и пр.). Участвовал в подготовке нового издания «Устава о ссыльных и содержащихся под стражей». За рвение по службе Р. отмечался наградами и частыми денежными пожалованиями. Являлся представителем от государственной канцелярии в Совещании для обсуждения мероприятий по оживлению и развитию Черноморского побережья Кавказа; товарищем главноуправляющего торговым мореплаванием и портами; работал на общественных началах в Особом комитете по усилению военного флота на добровольные пожертвования, за что получил высочайшую благодарность. Помимо этого Р. был почетным членом различных организации и учреждений: почетный мировой судья Вологодского уезда, почетный гражданин городов Вологды, Тотьмы и Шадринска, почетный попечитель вологодской гимназии, почетный старик Лабинской станицы Кубанского казачьего войска, почетный член Московского совета детских приютов, почетный член второго московского ополчения, почетный член императорского московского инженерного училища, почетный член императорского археологического института, почетный член московского института инженеров путей сообщения. Имел дружественные отношения с великим князем Александром Михайловчем, который помогал Рухлову продвигаться по службе.

Был членом «Союза русского народа», затем стал одним из главных учредителей и первым председателем «Всероссийского национального союза». В связи с назначением министром путей сообщения Р. попросил освободить его как от обязанностей председателя ВНС, так и от звания члена Совета партии. В ответ Совет ВНС отправил Рухлову письмо с уведомлением об избрании его почетным членом ВНС «как главного его основателя и первого председателя». В выступлениях членов Совета отмечалось, что его назначением «осчастливлен» весь Союз, так как «стойкий националист … становится во главе ведомства, прославившегося господством инородчества». В дальнейшем Р. числился в партии почти номинально, но не вышел из нее после объединения с умеренно правыми, напротив, сохранил с новым председателем П.Н. Балашовым и его фракцией деловые отношения, чтобы иметь поддержку в Думе.

Министр торговли и промышленности С.И. Тимашев, называя Р. одним из влиятельных членов кабинета П. А. Столыпина, критически отзывался о его деятельности: «При большой работоспособности и энергии он держался весьма своеобразных взглядов в хозяйственных вопросах, преследуя экономию во что бы то НИИ стало, иногда в явный ущерб делу. К промышленности он относился с прямой враждебностью, считая ее видных представителей людьми вредными с точки зрения страны».

Будучи министром путей сообщения Р. Разделял политический курс Столыпина, проводя политику ограничения и по возможности исключения лиц нерусского происхождения из участия в инвестировании и службе на железной дороге. Показательно письмо Столыпина Р. от 1. 04. 1911, в котором премьер доводил до его сведения результаты ревизии Сибирской железной дороги, в частности сообщал, что «большая часть обслуживающих названную дорогу каменноугольных копей, а также и лесные концессии в полосе отчуждения Восточно-Китайской дороги находятся в еврейских и польских руках и эксплуатируются, преимущественно, при помощи рабочих китайцев». Считая сложившуюся ситуацию крайне опасной «в случае нарушения мира на Дальнем Востоке», Столыпин просил уведомить его о мерах, какие Р. сочтет необходимым принять к исправлению положения.

Национальной политикой министерства путей сообщения был крайне недоволен С.Ю. Витте, который позднее вспоминал: «нужно было несколько лет, в течение которых Столыпина выкрасили сажей, чтобы, наконец, Кривошеин занял место главноуправляющего земледелием, а Рухлов - министра путей сообщения, хотя он имел в своей жизни отношение к путям сообщения вообще и железнодорожному делу в особенности, как я к медицине».

Император Николай II высоко оценивал заслуги Р. на этом посту, о чем писал ему лично: «Под искусным руководительством вашим расширена отечественная рельсовая сеть, а целесообразные меры, принятые Вами для повышения ее производительной работы, привели к тому, что русские железные дороги, требовавшие дотоле ежегодных приплат казны, стали приносить значительный чистый доход».

В 1911 – 1912 под председательством Р. проходили заседания Особого совещания по порядку применения правил 24 августа 1909. Появление этого совещания было связано с известным «министерским кризисом», вызванным вопросом о штатах нового военного учреждения – Морского генерального штаба. В результате этого кризиса, едва не стоившего Столыпину отставки, были изданы правила применения ст. 96 Основных законов. Противоречивость этих правил вызвала к жизни необходимость выработки подробной инструкции по порядку их применения. Однако прохождение по инстанциям выработанной совещанием инструкции затянулось, и она была утверждена Николаем II только 2.03.1914.

По отношению к назначенному после гибели Столыпина премьеру В.Н. Коковцову Р. занимал враждебную позицию и рад был использовать товарищей по партии в Думе для его дискредитации. Националисты решили использовать отрицательное отношение Коковцова к практике выкупа частных железных дорог казной и тот факт, что одним из директоров Киево-Воронежской дороги был его брат. В Государственном совете эту инициативу взялся поддержать С. В. Рухлов, который был вообще активным сторонником перехода всех существующих крупных частных железных дорог в казну и с которым у Коковцова, по признанию последнего, «установились с самого начала вступления его в должность министра … самые резкие несогласия».

В 1915 г. вышел в отставку, оставшись членом Госсовета, где был членом группы правого центра. Во время первой мировой войны выступал против попыток отменить черту оседлости для евреев. Так на заседании 6 августа 1915 Р. заявил: «В сущности говоря, допущение евреев к свободному жительству, хотя бы только в городах, за чертою оседлости является коренным и бесповоротным изменением исторически сложившегося законодательства, имеющего целью оградить русское достояние от еврейских захватов, а русский народ – от разлагающего влияния еврейского соседства... И все это производится под давлением еврейской мошны! Не правительство считает нужным, а его заставляют, пользуясь критическими обстоятельствами, переживаемыми родиною. Русские мрут в окопах, а евреи будут устраиваться в сердце России, извлекать выгоды из народного бедствия и всеобщего разорения. А как на это взглянет армия и весь русский люд? Есть ли гарантия, что не будет кровавых последствий? Ведь слухи о еврейском предательстве далеко не сплошная клевета. Ни для кого не секрет, что большинство шпионов принадлежит к избранному племени... Вы оговариваете, что льгота даруется только на время войны... Неужели вы серьезно думаете, что после войны можно будет снова погнать евреев обратно за черту оседлости? Само собою, очевидно, что это немыслимо: не найдется такой власти, которой это было бы по плечу».

В начале 1917 Р. уехал на Кавказ в свое имение под Пятигорском. 29. 08. 1918 был арестован в Ессентуках ЧК Северного Кавказа. Содержался в Пятигорске в составе группы заложников по делу «О покушении на жизнь вождей пролетариата». 31. 10. 1918 расстрелян.

 

Арх.: РГИА. Ф. 1162. Оп. 6. Д. 480.

 

Соч.: Коковцов В.Н. и Рухлов С.В. Систематический сборник узаконений и распоряжений по тюремной части. СПб., 1890.

 

Лит.: Министр путей сообщения С.В. Рухлов. 1909 – 1915 гг. Пг., 1916. А.В.К. [Круглов А. В.] На службе Родине (По поводу 40-летнего юбилея С. В. Рухлова) // Светоч и дневник писателя. 1914. Январь. С.125–126; Государственный совет. 1906–1909. СПб., 1907; Витте С.Ю. Избранные воспоминания. М., 1991; Коковцов В.Н. Из моего прошлого. Воспоминания. 1903-1911 г.г. В 2-х т. Т. 2. М., 1992; Белов Ю.С. Особое совещание С.В. Рухлова и инструкция 2 марта 1914 г. по порядку применения правил 24 августа 1909 г. // Вспомогательные исторические дисциплины. Т. 28. СПб., 2002. С. 375 – 385; П.А. Столыпин. Переписка. М., 2004; Тимашев С.И. «Кабинет Столыпина был действительно объединенным кабинетом» // П.А. Столыпин глазами современников. М., 2008.

С.М. Санькова

 

© Sankova

Сделать бесплатный сайт с uCoz