РОМАНСКИЙ СТИЛЬ

Романский стиль, часто критикуемый за тяжеловесность и грубость, был продолжением лучших традиций архитекторов Рима. Об этом говорит само название стиля. Но, в отличие от древних мастеров, средневековый художник, скульптор и архитектор воспринимали окружающий мир иначе. Творимый ими мир лежал как бы по ту сторону реальности. Сознавая бренность сущего, они не хотели изображать ту реку, в которую нельзя войти дважды. Они не копировали окружающую среду, их творческий поиск был направлен на пути передачи мира абсолютных идей, в котором действовали не законы реальных масштабов, главное было в строительстве иерархии смысловых величин. А так как значение этих величин было заданно в любой точке и в любом мгновении мира, то они становились неизменяемыми.

Средневекового романского мастера не соблазняла идея грубого копирования “божьего творения” - окружающего мира. (Этим объясняется отсутствие реальных пейзажей на их работах). Однако это вовсе не говорит об отсутствии интереса к окружающей жизни. Напротив, романские рукописи, храмы и предметы быта переполнены изображениями воинов, птиц, зверей. Но интерес ко всему этому у романского мастера иной, мир для него не полон, если в нем нет божественной идеи. Поиск адекватного изображения этой идеи и создал тот невероятный художественный язык, который людям раннего средневековья был близок и понятен.

От художника требовалась не столько профессиональная подготовка, сколько профессиональная фантазия. При всей, на наш современный взгляд, грубости и примитивности произведения романских мастеров поражают своей точностью и выразительностью. Людям XIX века, да и многим, к сожалению, нашим современникам этот стиль кажется всего лишь “неумением рисовать”. Людям, привыкшим к тому, что для обозначения простых аллегорий художник добивается иллюзорной точности восприятия примитивных понятий, людям, привыкшим воспринимать искусство лишь как средство для получения эстетического удовольствия, сложнейший синтез простоты формы для выражения глубочайших символов будет и непонятен, и неприятен. Развитие дизайна и поиски новых художественных выражений заставили многих иначе, без пренебрежения, присмотреться к романскому стилю.

Для мировосприятия средневекового человека в искусстве важна была передача образа, так как именно  образ наиболее тесно передавал суть самого предмета. Следует принимать во внимание, что в раннем средневековье художник, в современном понимании, и мастеровой являлись одним лицом, и не шло речи ни о каком разделении операций. Это было обусловлено низким уровнем жизни и неразвитостью товарно-денежных отношений, следствием чего было отсутствие достаточно большого и постоянного спроса на произведения искусства как таковые. В результате мастер воплощал свои творческие замыслы в создании утилитарных вещей.

Украшая женский гребень сценой из рыцарского турнира, мастер как бы одухотворял его, превращая из утилитарной вещи в образ, который будет навевать расчесывающейся им девушке захватывающие грезы. Фантазия мастера как бы будила фантазию того, кто пользовался сделанной им вещью. Таким образом, материальная вещь становится предметом духовного коллективного творчества.

При этом вещи нисколько не утрачивали своей практической пригодности. Оттого, что чайник напоминал рыцаря, он ни в коей мере не переставал быть удобным чайником, но привносил в дом частицу особой атмосферы. И это особенно важно, если помнить, что средневековый человек был крайне ограничен в вещах.

Центральной вещью в простом средневековом доме был сундук. Ввиду минимального количества мебели он представлял собой многофункциональный предмет, попеременно выполняя роль и кровати, и стола, и лавки, и шкафа. В случае переезда он мог вместить в себя весь нехитрый скарб семьи. Не будет преувеличением сказать, что вся позднейшая европейская мебель “вышла” из такого сундука. Сундук был наиболее ценным подарком на свадьбу и являлся символом появления новой семьи. Украшение такого сундука могло в определенной мере прогнозировать будущую жизнь. Поэтому романский орнамент носил не декоративный, а образно-смысловой характер. И ради выполнения такой важной, с точки зрения средневекового образа жизни, задачи можно было пренебречь классическими принципами соразмерности.

Особо отметим, что средневековый мастер не пользовался этими принципами не от незнания, а потому, что, соблюдая соразмерность, не всегда можно было добиться решения насущных художественных задач. Ярким примером тому является знаменитый ковер из Байе, признанный мировым художественным шедевром, который был вышит герцогиней Матильдой в честь победы своего мужа Вильгельма Норманского. Достигая в длину несколько десятков метров, он был всего около метра в ширину. Именно такая недопустимая, с точки зрения классических принципов, диспропорция позволила решить сложнейшую задачу, которую поставили перед собой мастерицы: последовательное изложение истории завоевания Вильгельмом Норманским Англии. Аналогов подобной работы ни до, ни после история мировой культуры не знает. И создание такого шедевра было соразмерно историческому подвигу, который им воспевался.

Романские церкви, замки, дома поражают своей грубостью и больше напоминают крепости. Но в средние века они и выполняли функцию крепостей, так как период раннего средневековья – это период создания европейских государств, происходившего в постоянных войнах за территории. Средневековый мастер не пытался путем архитектурных ухищрений вызвать какое-либо иное впечатление от строения, чем то, которым оно являлось в первую очередь.

Внутренним украшением церквей являлись те же предметы обихода, превращавшиеся в подлинные произведения искусства. Особое место среди церковной утвари в романскую эпоху занимали “реликварии” – сосуды или ларцы для хранения различного рода христианских реликвий, принимавшие порой самый причудливый вид.

Заканчивая разговор об этом стиле, я бы сравнила его с картиной. Как бы ни было прекрасно и многообразно изображение на ней, знатоки знают, что все это написано на куске грубого холста. Романское искусство – картина, повернутая к вам обратной стороной, грубым холстом, за которым скрывается красота и многообразие. Почувствовать это можно сразу, а для того чтобы понять во всей полноте, потребуется и время, и работа ума и души.

 

далее 

© Sankova

Сделать бесплатный сайт с uCoz