ТЕМЫ ЭССЕ

для студенческого ежегодника.

 

Кризис гуманизма в зеркале философии 17 века.

 

Возрождение – 17 век – Просвещение. Диалектика философского развития.

 

Понятие «свобода» в философии 17-18 вв.

 

Сознание и познание как проблематика философии 17-18 веков.

 

Этика Спинозы и Канта – сравнительный анализ.

 

Пессимизм и оптимизм в философии 17-18 вв.

 

Классицизм как отражение философии просвещения в искусстве. (На примере любого конкретного художественного, литературного, драматического, музыкального и т.п. произведения).

 

Общее и отличное в философии просвещения Западной Европы и России.

 

Категорический моральный императив Канта - преломление восточных и античных этических традиций.

 

Современные «идолы площади» и «идолы театра».

 

Метод Шерлока Холмса: дедукция или индукция?

 

Начало философии: удивление или неверие. Антитеза Гете и Дидро.

 

Диалектика философии Фихте и Шеллинга: от критики догматизма до религиозной философии.

 

С. Кьеркегор и А. Шопенгауэр – антиподы или родственные души?

 

Марксизм и позитивизм – сравнительный анализ.

 

П. Я. Чаадаев – ни западник, ни славянофил.

 

Историософские концепции 1-й половины XIX в. Сравнительный анализ. (На материале как европейской так и отечественной философии)

 

Афоризмы как философский жанр. (На примере работ философов 1-й половины XIX в.).

 

 Гражданско-этические принципы Генри Торо – применимость к современной действительности.

 

Философия американского трансцендентализма – опыт противостояния идеологии общества потребления.

 

«Философия жизни» и экзистенциализм – сходства и различия.

 

Ницше как идеолог контркультуры. (Влияние философии Ницше на искусство).

 

Философские истоки нигилизма в России.

 

Историософские концепции XIX в. Сравнительный анализ. (На материале как европейской так и отечественной философии)

 

Влияние позитивизма О. Конта на русскую философию.

 

Афоризмы как философский жанр в XIX в. (При желании можно сравнить философские афористические работы XIX века со схожими работами предшествующих эпох).

 

Рационализм и иррационализм в российской и западной философии 2-й пол. XIX века: специфика проявлений.

 

Культурологические вопросы в философии 2-й половины XIX века.

 

Философия и психология.

 

Философия и социология.

 

Философия В. Соловьева – степень «включенности» в общеевропейский философский процесс.

 

Идеи неославянофилов в контексте современной геополитики.

 

Понятие «одиночества» в философии экзистенциализма.

 

Осмысление глобальных проблем человечества в философии техники (на материалах работ Освальда Шпенглера, Хосе Ортега-и-Гассета, Мартина Хайдеггера, Карла Ясперса). (По желанию можно взять только одного философа).

 

«Герменевтический круг»: основные трактовки.

 

Герменевтика: от части средневекового богословия к самостоятельной науке.

 

Сравнительный анализ «философии жизни» XIX и первой половины XX вв.

 

Развитие идей С. Кьеркегора в экзистенциализме первой половины ХХ в.

 

Сравнительный анализ русского и западноевропейского экзистенциализма.

 

Русский космизм и европейская философская мысль.

 

Философия абсурда в экзистенциализме первой половины XX в.

 

Научная фантастика как философский жанр. (По желанию на примере одного или нескольких авторов).

 

«Мышление паразитирует на сознании». Философский подход к сознанию и познанию Г. П. Щедровицкого.

 

Глобальные проблемы человека и «человейника» в трудах А. А. Зиновьева.

 

Теория пассионарности Л. Н. Гумилева как историософская концепция: истоки и преемственность.

 

Философия в определении М. К. Мамардашвили.

 

«Герменевтический круг» в трактовках Г. Гадамера и П. Рикера.

 

Философские трактовки постмодернизма.

 

Культура как система коммуникаций (на материале работ М. Маклюэна)

Философия науки – порождение XX в.

 

 Проблема критериев научности в философии второй половины ХХ в.

 

 Жан Фуко – Диоген ХХ века.

 

 Теория «коммуникативного разума» Ю. Хабермаса.

© Sankova

Сделать бесплатный сайт с uCoz