|
|
ТЕМЫ ЭССЕ для студенческого ежегодника. Кризис гуманизма в зеркале философии 17 века. Возрождение – 17 век – Просвещение. Диалектика философского развития. Понятие «свобода» в философии 17-18 вв. Сознание и познание как проблематика философии 17-18 веков. Этика Спинозы и Канта – сравнительный анализ. Пессимизм и оптимизм в философии 17-18 вв. Классицизм как отражение философии просвещения в искусстве. (На примере любого конкретного художественного, литературного, драматического, музыкального и т.п. произведения). Общее и отличное в философии просвещения Западной Европы и России. Категорический моральный императив Канта - преломление восточных и античных этических традиций. Современные «идолы площади» и «идолы театра». Метод Шерлока Холмса: дедукция или индукция? Начало философии: удивление или неверие. Антитеза Гете и Дидро. Диалектика философии Фихте и Шеллинга: от критики догматизма до религиозной философии. С. Кьеркегор и А. Шопенгауэр – антиподы или родственные души? Марксизм и позитивизм – сравнительный анализ. П. Я. Чаадаев – ни западник, ни славянофил. Историософские концепции 1-й половины XIX в. Сравнительный анализ. (На материале как европейской так и отечественной философии) Афоризмы как философский жанр. (На примере работ философов 1-й половины XIX в.). Гражданско-этические принципы Генри Торо – применимость к современной действительности. Философия американского трансцендентализма – опыт противостояния идеологии общества потребления. «Философия жизни» и экзистенциализм – сходства и различия. Ницше как идеолог контркультуры. (Влияние философии Ницше на искусство). Философские истоки нигилизма в России. Историософские концепции XIX в. Сравнительный анализ. (На материале как европейской так и отечественной философии) Влияние позитивизма О. Конта на русскую философию. Афоризмы как философский жанр в XIX в. (При желании можно сравнить философские афористические работы XIX века со схожими работами предшествующих эпох). Рационализм и иррационализм в российской и западной философии 2-й пол. XIX века: специфика проявлений. Культурологические вопросы в философии 2-й половины XIX века. Философия и психология. Философия и социология. Философия В. Соловьева – степень «включенности» в общеевропейский философский процесс. Идеи неославянофилов в контексте современной геополитики. Понятие «одиночества» в философии экзистенциализма. Осмысление глобальных проблем человечества в философии техники (на материалах работ Освальда Шпенглера, Хосе Ортега-и-Гассета, Мартина Хайдеггера, Карла Ясперса). (По желанию можно взять только одного философа). «Герменевтический круг»: основные трактовки. Герменевтика: от части средневекового богословия к самостоятельной науке. Сравнительный анализ «философии жизни» XIX и первой половины XX вв. Развитие идей С. Кьеркегора в экзистенциализме первой половины ХХ в. Сравнительный анализ русского и западноевропейского экзистенциализма. Русский космизм и европейская философская мысль. Философия абсурда в экзистенциализме первой половины XX в. Научная фантастика как философский жанр. (По желанию на примере одного или нескольких авторов). «Мышление паразитирует на сознании». Философский подход к сознанию и познанию Г. П. Щедровицкого. Глобальные проблемы человека и «человейника» в трудах А. А. Зиновьева. Теория пассионарности Л. Н. Гумилева как историософская концепция: истоки и преемственность. Философия в определении М. К. Мамардашвили. «Герменевтический круг» в трактовках Г. Гадамера и П. Рикера. Философские трактовки постмодернизма. Культура как система коммуникаций (на материале работ М. Маклюэна) Философия науки – порождение XX в. Проблема критериев научности в философии второй половины ХХ в. Жан Фуко – Диоген ХХ века. Теория «коммуникативного разума» Ю. Хабермаса.
|