ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РЕФОРМЫ И НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС: ВЗГЛЯД ИЗ XIX ВЕКА. 

В деле государственном, что не нужно, то вредно».

М.Н. Катков, 1881 г.

Российский опыт двух последних десятилетий показал всю неоднозначность с точки зрения национальной безопасности интенсивных коренных преобразований всех сфер государственной жизни страны. В ходе реформ и во властных структурах и в обществе произошло осознание непригодности многих, как экономических и политических, так и этических установок, предлагаемых либеральной моделью западного образца. Со схожими проблемами Российское государство столкнулось в ходе либеральных реформ второй половины XIX века. Либеральные реформы, планировавшиеся как априори отвечающие государственным интересам страны, в конечном счете, принесли большей части общества разочарование. Одни считали их слишком радикальными, другие – незавершенными. Да и само государство помимо определенных дивидендов от реформ получило множество новых проблем. Таким образом, соответствие реформ в том виде, в котором они были осуществлены, государственным и общественным интересам было поставлено под вопрос. Ситуация осложнялась тем, что общественные интересы уже в силу своей компилятивной природы имеют разнонаправленные векторы, которые могут частично или полностью совпадать с вектором государственных интересов, а могут быть им противоположны. В российском обществе при всей его неоднородности всегда наблюдалась тенденция подчинения  большей части общественных интересов интересам государства. Можно сказать, что это стало даже частью российской ментальности. Тем не менее, на протяжении всей истории существования российского государства предпринимались попытки ревизии сформировавшейся системы взаимоотношения общественного и государственного интересов в угоду корпоративным интересам определенных социальных или этнических групп. В период либеральных реформ второй половины XIX века эта тенденция проявилась во время польского восстания 1863 г. и полосы террора, кульминацией которого стало убийство Александра II. Создавшаяся угроза государственной стабильности и даже целостности государства поставила общество перед выбором, который условно можно сформулировать следующим образом: «Реформы для государства или государство для реформ».

С появлением периодической печати, которая очень быстро стала претендовать на право наряду с государственной властью определять сущность государственных интересов, на ее страницы из кружков и салонов переносится арена общественно-политических дискуссий. Либеральные реформы царствования Александра II стали дополнительным катализатором в этом процессе. На смену более культурологическому делению на западников и славянофилов приходит чисто политическое размежевание на либералов и консерваторов. Первые были склонны видеть причины всех государственных проблем в недостаточно быстром и глубоком преобразовании государственных институтов в русле западно-европейского либерализма, причем в его крайних формах. Вторые корень всех бед усматривали как раз в самих реформах, требуя соответственно их сворачивания и даже в ряде случаев отката на прежние позиции. Политическое противостояние лишь усугубляло и без того сложную не только внутри- но и внешнеполитическую ситуацию, ставя под угрозу как само государство, так и народ его населяющий, который в европейском духе начинают в России ассоциировать с нацией.

В этот момент на арене общественно-политической мысли России появляется особое направление, заявившее, что интересы государства тождественны интересам нации и стоят выше любых политических доктрин. Означенный выше вопрос соотношения реформ и государственной безопасности был переведен представителями этого направления в формулу «реформы для стабильности и стабильность для реформ», на которой, по их мнению, могли сойтись как здравомыслящие консерваторы, так и рациональные либералы. Ведь успешное проведение реформ, требуемых либералами, не возможно без стабильности в обществе и жесткой законности на всех его уровнях (ибо если не исполняются законы уже существующие, то не будут исполняться и вновь принятые, и в этом случае теряется всякий смысл реформ). Общественная стабильность, в свою очередь, выступает главным требованием консерваторов, и ради ее сохранения они готовы принять некоторые реформы.

В духе времени выразители данного направления сгруппировались вокруг журнала «Русский вестник», идейным вдохновителем и руководителем которого был Михаил Никифорович Катков. Именно его по праву можно считать одним из первых идеологов направления, которое вслед за зарубежной историографией мы определяем как государственный национализм.

© Sankova

Сделать бесплатный сайт с uCoz